№9, сентябрь 2024. Мелодия осени

София Агачер "Детский театр"

Почему детские (школьные) и юношеские театральные коллективы в современном мире являются “лекарством” для развития мозга?

«Люди разучились играть и поэтому совершают жестокие, бессмысленные поступки. Но мы с тобой не разучимся.

Я тебе обещаю. И если мир что-то спасёт, это будут детские игры!»

София Агачер, Лев Яковлев. Пьеса «Грустный телевизор».

Введя в название своей статьи о детском театральном творчестве термин «лекарство» для развития мозга», я хочу подчеркнуть, что это мой первоначальный самостоятельный набросок к очень глубокой и необычайно актуальной теме для современного общества, стремительно превращающегося в общество «квалифицированных потребителей».

Последние годы в активную жизнь начали выходить молодые люди, уже подвергшиеся дебилизации болонской образовательной системы. Тестовая форма проверки знаний, где против готовых ответов нужно поставить «галочку» путём нажатия кнопки на планшете, где практически полностью исключены активные формы обучения (чтение вслух, написание диктантов, изложений, сочинений), превращает человека из субъекта общества в объект с минимальным активным словарным запасом.

Развитие функций мозга, отвечающих за планирование, творчество, анализ, созидание, при современном подходе к обучению останавливается на уровне 12-летнего ребёнка. Из-за постоянного использования детьми электронных гаджетов, не предполагающих активной работы многих участков мозга, ребёнок лишается не только возможности активного действия и самостоятельности принятия решения, но у него также плохо развивается память, внимание, страдают социальные навыки общения. А ведь если ещё до 12 лет на ребёнка велико влияние родителей, которые пытаются совместным семейным творчеством развивать интеллектуальные способности своих детей, то позже, как правило, связь подростка с семьёй ослабевает.

Именно в этот момент очень важен детский творческий коллектив. Он принимает и подпитывает семейную эстафету, продолжает формировать социальные и творческие навыки подростка, развивая систему мозга, благодаря которой человек становится свободной личностью, способной принимать взвешенные и самостоятельные решения.

Детские творческие коллективы, особенно театральные, созидают субъекты общества. И я не побоюсь сказать, что дополнительное школьное образование, в том числе школьные театры, сейчас – практически в одиночку – противостоят активно проводимой дебилизации общества путём цифровизации всех его сфер.

За последние годы изоляции во время, так называемой пандемии covid-19, процесс «цифрового аутизма» у детей ускорился в геометрической прогрессии.

«Операционная» память современного человека минимальна. Homo sapiens почти передал её компьютеру и без постоянной помощи электронных гаджетов не в состоянии решить ни одну практическую задачу, которую поколения его пап и мам решали легко.

Ребёнка 3–5 лет можно взять за руку (и то сейчас не всякого) и привести в детский театральный коллектив – я подчеркиваю: не в театр, не в студию, а в коллектив, – где ребёнка научат вербальным и невербальным социальным навыкам; выработают у него стойкую потребность в «живом», непосредственном общении со своими сверстниками; разовьют речевые, мимические мышцы лица и тела; сформируют память и наполнят её стихами и песнями, а не мычанием из Minecraft; обучат правильной речи, риторике, логике и умению концентрировать внимание на поставленной задаче.

Меня часто спрашивают:

– Откуда у меня столь острый интерес к теме семейного чтения и детскому театральному творчеству?

– У меня родился внук, – отшучиваюсь я, – и наконец-то дошло, что единственное, ради чего мы приходим в этот мир, – это рождение и выращивание своего потомства. А созидание и развитие собственной души и прочая дребедень – это всё от скуки бытия.

По базовому образованию я врач и понимаю, что в реалиях современного информационного бума только безграничная родительская любовь может смягчить его последствия для умственного, эмоционального и физического существования наших детей и внуков. Как писатель я взаимодействую с миром посредством слова, а как врач я чувствую и вижу, что язык, точнее устная и письменная речь, резко и стремительно меняется или болеет. Именно речь служит, как мне кажется, маркером, позволяющим определить отношение человека к миру, стране, родовой истории, людям… За последние 20 лет речь, как устная, так и письменная, стала более примитивной и краткой.

Мозг человека потребляет большое количество энергии – чем сложнее задача, тем больше энергозатраты. «Экономика» мозга подталкивает его к решению более простых задач, поэтому из двух текстов мозг выберет более простой.

Чем больше примитивных контентов (текстовых, визуальных, слуховых) предлагают человеку СМИ и социальные сети, тем больше его мозг ленится, деградирует, становится управляемым и неспособным к выбору и принятию собственного решения.

Массовый современный читатель, увы, предпочитает тексты простые и не воспринимает более сложные.

Повсеместно распространилось клиповое мышление (навязанное, кстати, телевидением, рекламой, роликами, пресловутыми презентациями, втискиваемыми даже в школьные уроки), которое породило странный вид нового человека, не способного фокусировать внимание дольше полутора минут. Ему нужна смена «картинок», его вечно нужно «вовлекать» и «завлекать». При этом тот же самый индивид не способен генерировать свои идеи, трансформировать или совершенствовать чужие (а мы ведь когда-то со школы знали, что, если велосипед изобретён, всегда есть возможность его усовершенствовать!). То есть наши самые замечательные, самые любимые, самые-самые дети, ради кого мы живём и кто с таким удовольствием приклеивает себе модное нынче слово «креативность», оказываются абсолютно беспомощны.

Кто-то из «метких» журналистов даже название этому явлению придумал: «поколение пластиковых стаканчиков». Вот так уныло, ужасно, уничтожающе: целое поколение «легко заменимых», целое поколение «одноразовых» людей, оставленных на обочине прогресса за ненадобностью…

Всё сложнее становится научить ребёнка читать (не буквы перебирать, в слова складывая, а понимать, оценивать мысль), всё сложнее объяснить ему принципы морали и духовности...

Высокохудожественные, философские и эмоциональные произведения остаются невостребованными – происходит упрощение и обеднение литературных произведений. «О, если бы они их читали?!» – воскликнете вы. Нет, читающих много. Причем есть даже такие, кто читает запоем и весьма серьёзную литературу! Но большая-то часть предпочитает «в кратком изложении»! К ужасу своему узнала – не поверите! – что даже педагоги наущают, давая бесценный совет, читать именно краткое содержание, претендуя при этом на звание наимудрейших из мудрых.

А может, так и надо? Создаётся новое общество «квалифицированных» потребителей!.. Очень удобно заказать по интернету еду, услуги, сериалы и даже информацию – что нравится, то и доставим. На основании банковских цифровых платформ создаются эдакие «человеческие потребительские фермы».

Но как мучительно хочется назад, в доцифровую эру – посидеть на квартирнике или театральном капустнике; поспорить о поэзии Евтушенко и Мандельштама, о мистических откровениях Флоренского и Гумилёва.

Между тем в обществе нарастает эпидемия «цифрового аутизма», появляется «цифровая» зависимость. До 70% подростков к 14 годам предпочитают общаться друг с другом в сети. Непосредственное общение вызывает быструю утомляемость и агрессию. Физически объект общения становится не важен и легко может быть заменён другим – у людей отсутствует эмоциональная привязка. Относится это не только к сверстникам, друзьям, но и к близким людям: родителям, членам семьи.

В мозге человека сеть нейронов, необходимая для процесса мышления, развивается до 25 лет. И развитию этому нужно способствовать именно через тесное общение! Поэтому первая моя половина статьи и посвящена детским театральным коллективам, которые являются сейчас «спасательным кругом» или «лекарством», эдакой площадкой для общения и развития мозга! Как врач, я знаю, что вначале необходимо дать лекарство, а потом уже можно долго и нудно объяснять зачем и почему!

Куда же всё исчезает, когда вместо того, чтобы читать малышу вслух книжки, рассматривать с ним картинки, задавать вопросы или отвести его в детскую театральную студию, ему дают в руки айфон? Не сам же, в конце концов, ребёнок добывает себе мобильный телефон?

Литературная, грамотная речь вытесняется контентом социальных сетей, объём которого растёт с чудовищной скоростью, заменяя непосредственное общение. Происходит подмена понятия: люди привыкли думать (вернее, думать, что думают), забыв о том, что человеку дано мыслить… Мысль самостоятельна, она рождается из опыта разных планов (переживания, сомнения, удивления, горя и радости, проб и ошибок и т. п.). Но мыслить нужно научить – процесс это сложный, требующий и терпения, и времени, и собеседника (поскольку речь идет о передаче, обмене опытом; часто это более взрослый человек), и мудрости, и желания искать и найти, докопаться-таки до истока… Но современному миру жаль на это и сил, и жизни. Гораздо проще взрослым, например, отделаться видимостью участия в воспитании, имитацией интереса… А ребёнок научается на этом примере и мимикрирует моментально!

Возьмите своего ребёнка за руку и отведите его в детский театральный коллектив! Там его научат мыслить и переживать!

Да и вообще, литература и театр – это чудо. Как говорил один из писателей, из 33 букв и пригоршни знаков путём их перетасовки можно создавать целые миры, объяснять законы, творить человека… вы вдруг понимаете, что внешний мир – это тоже вы. По-моему, красиво сказано и глубоко!

Для совместного чтения очень важен выбор книги! Лучше всего воспринимаются произведения о взаимоотношениях или приключениях детей и взрослых. Обсуждая их, можно поговорить о себе самих и даже сочинить свои истории, написать сценарий фильма о себе, а лучше пьесу для домашнего театра, сообразив из старых вещей костюмы и декорации. Такое общение поможет не только развить речь и остроту мышления, но и закрепить тесные эмоциональные связи и даже формировать позитивное будущее семьи. Привычку совместного чтения и обсуждения дел желательно поддерживать ежедневно.

По профессии я врач и пришла в литературу, чтобы защитить своего внука от цифрового «аутизма», оглупления и духовного обнищания. Мой внук отказывался читать книги, его миром стал мир интернета. Интеллект, память и головной мозг ребёнка развивались плохо. И тогда я придумала общую игру для него и себя – писать книгу о наших приключениях. Так появилась моя первая книга для семейного чтения «Рассказы о Ромке и его бабушке», а потом пошли письма, много писем с короткими рассказами о себе, своём детстве, совместными рассказами внука и деда или целой семьи.

Так у меня в 2018 году родилась идея организовать конкурс короткого семейного рассказа «Мы и наши маленькие волшебники» и издавать серию книг из рассказов его финалистов «Дети и взрослые детям и взрослым». Идею поддержала замечательная писательская команда: Алексей Ходорыч, Лев Яковлев, Игорь Михайлов, Валерий Бегунов. Вы можете зайти на сервис Ridero или ЛитРес и скачать абсолютно бесплатно эти сборники: «Дети и взрослые детям и взрослым»; «Когда я пишу» и «О моей семье». А рассказы всех финалистов можно прочитать на сайтах agacher.com или «Классного журнала» cllassmag.ru в рубрике «Читать как дышать».

Конечно, ребёнку нужна очень сильная и интересная мотивация для того, чтобы вместе с мамой или папой сочинить рассказ про себя любимых, а не прилипнуть к экрану вожделенного компа. А чем не мотивация участие в международном конкурсе; получение грамоты и приза; выступление на сцене со своим рассказом; издание книги, которой можно похвастаться перед друзьями-одноклассниками; фотографии с известными писателями, выложенные в сеть… Да мало ли что ещё можно придумать, чтобы сохранить и развить общение с любимым чадом!

Но всё это прежде всего должно стать жизненно необходимым для нас, взрослых!
Любовь созидается общением, а это труд – кропотливый и нелёгкий.

Неожиданно для меня рассказы финалистов конкурса начали озвучивать юные актеры, и не просто читать, а разыгрывать небольшие мини-спектакли. И ко мне обратились руководители нескольких детских театральных коллективов с просьбой написать пьесы специально для них по мотивам моей книге “Рассказы о Ромке и его бабушке”, которые мы и создали в соавторстве с драматургом Львом Яковлевым. Так ожила моя книга и в 2019 году родился фестиваль детских (школьных) и юношеских театральных коллективов «Живая книга», а известный литературный критик и драматург Валерий Бегунов стал первым председателем жюри этого фестиваля. С 2022 года при поддержке Гильдии драматургов России фестиваль “Живая книга” носит его имя, а жюри фестиваля возглавил Юрий Бутунин.

"Люди разучились играть и поэтому совершают жестокие, бессмысленные поступки. Но мы с тобой не разучимся.

Я тебе обещаю. И если мир что-то спасет, это будут детские игры!"

Эти слова очень важны сегодня, их хочется сказать не только каждому ребёнку, но и каждому взрослому. А произносит их бабушка Соня – главная героиня моей пьесы «Грустный телевизор».

Очень хочется, чтобы больше писателей создавали книги для семейного чтения - книги, которые можно читать вслух, вместе, и писали по ним пьесы для детских театральных коллективов. Так что, дорогие писатели, если вы хотите «оживить» свои книги или написали интересную пьесу, присылайте их на наш фестиваль «Живая книга». Детские театральные коллективы не только сыграют ваши сюжеты на сцене Московского Дома Книги, но и запишут их в виде аудиоспектаклей и разместят на интернет-площадках, ведь фестиваль «Живая книга» проходит не только в сценическом, но и в аудиоформате, что очень важно в современных реалиях, в которых мы не в состоянии отменить электронные гаджеты, но способны сформировать к ним правильное отношение.

Театральный коллектив для подросшего юного актёра становится родным домом, где к электронным гаджетам необходимо сформировать отношение как к инструментам, развивающим театральное творчество. Конечно, вы сразу подумали о детских кино- и мультипликационных студиях, но это отдельный вид детского творчества. А вот репетировать и записывать аудиоспектакли можно легко в детских театральных коллективах.
Это стало особенно актуально в 2020 году, когда дети из-за lockdown по всему миру перестали посещать школу, играть в спортивные игры, заниматься танцами, ставить на сцене спектакли. Обучение стало осуществляться по интернету. Разумные запреты на пользование интернетом не более 2-х часов в семьях были сломаны. Наши дети стали жить в виртуальном пространстве практически всё своё свободное ото сна время.

Эпидемия «цифрового аутизма», зависимость от электронных гаджетов не менее страшны, но более распространены, чем зависимость от наркотиков, стремительно превращают подрастающее поколение из «созидателей» в «потребителей».

Вывод один: необходимо развивать детское творчество, в то числе, и через радио, телевидение и интернет. Так возникла идея не только сценического, но и аудио- формата фестиваля детских театральных коллективов «Живая книга».

Юные актёры начали репетировать по интернету, и оказалось, что это отдельный вид искусства, когда голосом надо выразить все эмоции и пробудить фантазию слушателей.

Финал фестиваля аудиоспектаклей «Живая книга» состоялся впервые 27 декабря 2020 года в эфире интернет-радио «Антология».

Всё новое – это хорошо забытое старое. Я выросла под передачу «Театр у микрофона», а сегодня продюсеры радио- и интернет-площадок мне говорят, что современным детям аудиоспектакли не интересны, поскольку динамика и фокус внимания делают эфир – детей надо развлекать и завлекать, учить же думать, творить и фантазировать не входит в цели и задачи современных развлекательных программ! А откуда возьмётся внимание у детей, если его никто не созидает?!

А может быть, мальчишки и девчонки, услышав голоса своих сверстников по радио- и интернет-каналам поверят им и захотят тоже написать рассказ, или прочитать книгу, или записать свой домашний аудиоспектакль, но помочь им в этом должны мы, взрослые. Как? Да очень просто: не гнаться за рейтингами и рекламными бюджетами, а предоставить немного своего эфирного времени добрым аудиоспектаклям, созданным детьми и взрослыми для детей и взрослых.

Хотя с трудом верится, что мои призывы услышат профессиональные радио- и интернет-площадки, зарабатывающие деньги на «детских душах» и формирующие общество «потребителей»! Не формат! И переломить эту тенденцию, скорее всего, невозможно. А может, и не нужно?

Извечный русский вопрос: что делать?..

Создавать как можно больше фестивалей детских театральных коллектив, в том числе и фестивалей аудиоспектаклей, в которых смогут принять участие и показать своё творчество театральные коллективы со всего «русского мира»!

Открывать аудиостудии для записей не только профессиональных коллективов, но и самодеятельных!

Развивать интернет-площадки для прослушивания аудиоспектаклей! Актёры, особенно юные, должны иметь своих зрителей и поклонников. С Положением о фестивале “Живая книга” и его лучшими спектаклями можно ознакомиться на моём сайте agacher.com и YouTube-канале Софии Агачер.

И если осознать то, что стена, краеугольным камнем которой является наш «великий и могучий русский язык», может рухнуть с уходом носителей этого языка, то тема семейного чтения, детского театрального творчества и воспитания некого количества молодых людей, чувствующих энергетику слова и способных к созиданию, не покажется такой уж ничтожной.
Made on
Tilda